СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
СНиП 10-01-94
SYSTEM OF NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCTION
Basic principles
УДК 69
(083.74)
Дата введения 1995-01-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ
Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации,
Государственным предприятием - Центром методологии нормирования и
стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих
специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и
проектных организаций Госстроя России.
ВНЕСЕНЫ
Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации
Госстроя России.
2. ПРИНЯТЫ И
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. № 18-38.
3. ВЗАМЕН СНиП
1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86.
4. ИЗДАНЫ с
учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. № 18-2.
ВВЕДЕНИЕ
Система
нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в
соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой
управления на базе действующих в России строительных норм, правил и
государственных стандартов в этой области.
Главная
направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы - защита
прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции,
общества и государства при развитии самостоятельной и инициативы предприятий,
организаций и специалистов.
Одним из
основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим
принципам, которые находят все большее распространение в практике международной
стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого
описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах
приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых
материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны
содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных
изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в
соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные
документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать
требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или
цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.
Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных,
конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный
характер.
1
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие
нормы и правила определяют основные цели, принципы
и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве
(далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию,
построению, изложению и оформлению, порядок
разработки, принятия и применения.
Положения
настоящего документа обязательны
для органов управления и надзора, предприятий,
организаций и объединений независимо от форм
собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных
документов в строительстве.
Требования по
применению нормативных документов Системы установлены разделом
8 настоящих строительных норм и правил.
2
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих
нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-92
"Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные
положения".
ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система
стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных
стандартов".
ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система
стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий,
стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения."
ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система
стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению,
оформлению и содержанию стандартов."
3
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих нормах и правилах применены
термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.
4ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
4.1Система
нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов,
принимаемых
компетентными органами исполнительной власти и управления строительством,
предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной
продукции в целях защиты прав и охраняемых законом
интересов ее потребителей, общества и государства.
4.2
Исходя из общих целей стандартизации, система должна
способствовать решению стоящих перед строительствомзадач с тем, чтобы обеспечить:
- соответствие строительной продукции своему назначения и создание
благоприятных условий жизнедеятельности населения;
- безопасность строительной продукции для жизни
и здоровья людей в процессе ее производства и
эксплуатации;
-защиту
строительной продукции и людей от неблагоприятных
воздействий с учетом риска возникновения
чрезвычайных ситуаций;
- надежность и качество строительных
конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
- выполнение экологических требований,
рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и
трудовых ресурсов;
- взаимопонимание при осуществлении всех видов
строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном
сотрудничестве.
4.3 Объектами
стандартизации и нормирования в Системе являются:
- организационно-методические
и общие технические правила и нормы, необходимые
для разработки, производства и применения строительной продукции ;
- объекты
градостроительной деятельности и строительная продукция - здания и сооружения и их комплексы;
- промышленная
продукция, применяемая в строительстве -
строительные изделия и материалы, инженерное
оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
- экономические нормативы, необходимые для
определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и
трудовых затрат.
4.4
Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система
государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других
нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и
научно-технической основе.
4.5 Правовой базой стандартизации и
нормирования в строительстве является законодательство
Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной
деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и
услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств
межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в
целях реализации требований законодательства.
4.6
Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении
экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении
числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного
характера.
Обязательными
должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей,
охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и
взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
4.7
Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается
осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации
Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при
обеспечении необходимой гармонизации и
сопоставимости с международными стандартами в области строительства,
строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
4.8
Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов
стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов
формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач, В составе
комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативные
документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.
5 НОРМАТИВНЫЕДОКУМЕНТЫ
5.1
Нормативные документы Системы подразделяют на
государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые
документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований
ГОСТ Р 1.0 в
составе Системы разрабатывают
следующие документы.
Федеральные
нормативные документы:
- строительные нормы и правила Российской Федерации - СНиП
- государственные стандарты Российской
Федерации в области строительства - ГОСТ
Р
- своды правил по проектированию и
строительству - СП
- руководящие документы Системы -РДС
Нормативные документы субъектов российской Федерации:
- территориальные строительные нормы -ТСН
Производственно-отраслевые
нормативные документы:
- стандарты предприятий (объединений)
строительного комплекса и стандарты общественных объединений -СТП и СТО
В качестве
федеральных нормативных документов применяют также
межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты
(ГОСТ), введенные в действие на территории
Российской Федерации.
5.2
Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные
требования, определяющие цели, которые должны быть
достигнуты, и принципы, которыми необходимо
руководствоваться в процессе создания строительной
продукции.
5.3Государственные стандарты Российской
Федерации в области строительства устанавливают
обязательные и рекомендуемые
положения, определяющие конкретные параметры и
характеристики отдельных частей зданий и
сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство
при разработке, производстве и эксплуатации этой
продукции.
5.4
Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые
положения в развитие и обеспечение обязательных
требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или
по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным
обязательными нормами.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
5.5Руководящие
документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые
организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных
документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве,
проектировании и изысканиях.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
5.6
Территориальные строительные нормы устанавливают
обязательные для применения в пределах
соответствующих территорий и рекомендуемые положения,
учитывающие природно-климатические и социальные
особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.
5.7
Стандарты предприятий (объединений) устанавливают
для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации
и технологии производства, а также обеспечению
качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации,
концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их
учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения,
необходимые для деятельности входящих в объединение производственных
организаций и предприятий.
На
поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию
стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при
отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических
условиях (ТУ), разарбатываемых в составе технической документации.
5.8
Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными
актами Российской Федерации.
Нормативные
документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов
хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны
нарушать обязательных положений федеральных
строительных норм и правил и государственных стандартов.
5.9
Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:
- государственные стандарты и другие документы
по стандартизации, метрологии и сертификации
Госстандарта России;
- нормы, правила и нормативы органов государственного
надзора;
- стандарты отраслей, нормы технологического
проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми
министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их
компетенцией.
5.10
Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и
комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений,
относящихся к компетенции Минстроя России и
территориальных органов управления строительством.
Минстрой
России в установленном порядке дает заключения .по
направляемым ему федеральными органами
исполнительной. власти и органами государственного
надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и
строительства, в части соответствия этих документов обязательным
требованиям строительных норм и государственных стандартов.
Разрабатываемые
и утверждаемые министерствами
нормы технологического проектирования представляют на заключение
в Главгосэкспертизу при Минстрое
России.
6 СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И
ОФОРМЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться